★ Советский джип ​ЛуАЗ-969М. ФАКТЫ и МИФЫ

Автомобильная промышленность СССР не баловала потребителей большим выбором легковых автомобилей 4х4. Ульяновские внедорожники (УАЗы) рядовому обывателю были доступны разве что во время несения службы в рядах Вооруженных сил Советской Армии, а Москвич-410Н и ГАЗ М-72 из-за малочисленного выпуска тоже не были реальным вариантом. Совсем другое дело - ЛуАЗ "Волынь". Необычная конструкция авто и её родство с плавающей амфибией Советской Армии породило множество слухов и баек. Сегодня мы ответим на вопросы, связанные с историей разработки и особенностями ЛуАЗ-969М.

Его появлению предшествовала разработка и постановка на конвейер «первенца» - модели 969, серийный выпуск которой начался в конце 1966 года. Примитивная внешность машины и спартанский интерьер послужили поводом для того, что автознатоки сразу зачислили новый компактный внедорожник в «военные разработки». 

В действительности же ЛуАЗ-969 изначально задумывался именно как «сельский внедорожник»: эту модель создавали специально для обычного потребителя, причем в качестве целевой аудитории выступали, в основном, жители деревень и сёл, а совсем не городские любители рыбалки и охоты. И, при этом, автомобиль появился на свет именно благодаря военному заказу.

Дело в том, что еще в начале 50-х Минобороны СССР предложило советским конструкторам разработать легкий транспортёр для перевозки раненых. Исходя из выбора мотоциклетного двигателя, к проекту подключили специалистов Ирбитского мотозавода. Однако подобная задача оказалась для конструкторов ИМЗ трудновыполнимой, поэтому в 1954 году военные поставили перед Научным автомоторным институтом (НАМИ) расширенную задачу – создать плавающий вездеход, на котором можно эвакуировать раненых солдат с поля боя. Будущая машина получила обозначение ТПК – транспортёр переднего края.

С 1962 года наработки по ТПК были переданы на Запорожский автомобильный завод, который «довёл до ума» и гражданскую, и военную варианты. В силу ограниченности производственных мощностей ЗАЗа развернуть производство новых автомобилей решили на Луцком Машиностроительном заводе (ЛуМЗ), который вскоре переименовали в автомобильный (ЛуАЗ).

И хотя разработка военной амфибии началась раньше обычной «Волыни» и  госиспытания ЗАЗ-969 (гражданский вариант) и ЗАЗ-967 (военная версия) проходили одновременно, но в серию армейский  транспортёр запустили лишь в 1975 году – то есть, спустя почти десятилетие после начала производства базовой модели для населения!

ЛуАЗ-969М. ФАКТЫ и МИФЫИнтересно, что хотя ЛуАЗ-969М нередко называют "Волынь", этим словом официально ни в одном документе луцкий внедорожник не обозначался. Автомобиль выпускался небольшим тиражом: к примеру, в пиковом для завода 1987 году в Луцке сделали чуть меньше 14 тысяч ЛуАЗ-969М, в то время как "Запорожцев" за этот же период было произведено свыше 167 тысяч экземпляров. В первые же годы выпускали всего по 4-5 тысяч автомобилей ежегодно. Из-за таких кромных объемов выпуска "Волынь" не примелькалась в потоке автомобилей на улицах советских городов.  Тем более что большая часть их эксплуатировалась совсем не в городах!

При движении по дорогам с твёрдым покрытием ЛуАЗ оставался переднеприводным автомобилем, и конечно имел просто выдающиеся качества на бездорожье. Внушительный дорожный просвет (284 мм), превосходная геометрическая проходимость благодаря короткой колёсной базе (1800 мм) и большим углам въезда/съезда, а также минимальный вес позволяли преодолевать практически любые преграды - канавы и холмы, грязь и колеи.

Модель под индексом 969М выпускалась целое десятилетие без особых изменений и пользовалась стабильным спросом. Её производство не прекращалось вплоть до 1996 года, а появившаяся в 1991-м модификация с двигателем жидкостного охлаждения продержалась на конвейере до 2002 года!

(По материалам печати)
 
Автомобильная промышленность СССР не баловала потребителей большим выбором легковых автомобилей 4х4. ЛуАЗ "Волынь" имел необычную конструкцию. Разбираемся в его истории и устройстве!
17 Sep 2019
К другим статьям
Соотечественники, поздравляем всех с Победой!
07.05.2019
Хотя этот праздник из ушедшей от нас довольно давно советской эпохи, а все равно ощущение торжественности есть...
01.05.2019
ТНД позволяет просто и безопасно спускаться с высоты 5 и более метров! Время надува трапа собственным оборудованием - менее 1 минуты! Если вы хотите использовать трап не по прямому аварийно-спасательному назначению, то из него также получится, например, прекрасная и быстронадувающаяся горка!
26.04.2019
В польской пожарной службе сотрудники питаются очень необычно. Вскроем каждый из трех цветных пакетов сухого пайка и узнаем, что там внутри! ВИДЕО
22.03.2019
Стартовал ноябрьский конкурс с полезными и вкусными подарками
02.11.2018
Сегодня мы ответим на вопросы, связанные с легендарным ЛуАЗом
17.09.2019
Давайте заглянем внутрь ИРП американской армии глазами и языком эксперта!
02.07.2019
Это шпионское устройство было замаскировано под... фотоаппарат
30.04.2019